Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Институт развития профессионального образования»

главная об институте документы деятельность контакты

Итоги реализации курсов повышения квалификации

12.05.2020
Итоги реализации курсов повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Проектирование развития системы воспитания и социализации обучающихся профессиональных образовательных организаций», организованных МИПК СПО (г. Казань)

Актуальность изучения и внедрения проектного управления в образовательных организациях связана с рядом факторов. Во-первых, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ к компетенции образовательной организации относится разработка программы развития, которая предполагает построение прогнозов и стратегий развития учреждения. Для этого образовательным организациям необходимо выбрать такие формы и методы управления, которые позволили бы находить адекватные и эффективные решения самых разнообразных проблем.

В Российской Федерации разработана нормативно-правовая база проектного управления. В соответствии с ГОСТами по проектному менеджменту, содержащими основные требования к управлению проектом и программой от инициации до завершения, а также портфелем проектов на этапах формирования и контроля реализации, разработаны Национальные проекты, которые направлены на обеспечение прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России, повышения уровня жизни, создания условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека.

Для внедрения проектного управления необходимы квалифицированные кадры – руководители проектов, владеющие опытом разработки проектов и прошедшие специальную подготовку, повышение квалификации. Необходимо погружать педагогический коллектив в проектную деятельность, формировать культуру проектного управления, обеспечивающую достижение запланированных целей и результатов.

В основе культуры проектного управления, конечно же, лежит опыт проектной деятельности, включающий в себя целый комплекс взаимосвязанных умений.

Например, для постановки и формулировки проблемы и цели проекта необходимо овладеть такими умениями как:

  • умение формулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации или явления;
  • умение формулировать цели проекта с учетом выявленных проблем;
  • умение анализировать объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков;
  • умения выбирать основания и критерии для сравнения и классификации объектов.
Для сбора данных необходимы знания возможных источников информации по поставленной проблеме и умения составлять алгоритм поиска необходимой информации, а также культура общения и сотрудничества в области профессионально-информационных контактов.

Качественная обработка информации невозможна без наличия таких умений как, умение бегло читать и сканировать тексты, работать с графиками, таблицами, диаграммами; умение реферировать и конспектировать тексты, составлять аннотации, резюме, рецензии; умение систематизации собранных материалов с целью сделать их пригодными для анализа; оценка качества информации по таким критериям как достоверность, ценность, новизна, полезность, своевременность.

Одним из самых важных этапов разработки проекта является анализ и обобщение данных, которые требуют таких умений как умение истолковывать факты; умение строить гипотезы; умение формулировать выводы.

Проект как продукт, конечный результат какой-либо деятельности необходимо уметь оформить как текстовое описание. Для этого нужно определить структуру описания, выражать мысли в ясной форме; составлять таблицы, графики, диаграммы, делать ссылки на источники, составлять библиографическое описание, правильно оформлять титульные страницы, иллюстрации, содержание и т.д.

И конечно же любой проект нуждается в защите, публичном представлении, что требует от его разработчиков наличия следующих умений: умение использовать различные формы представления результата; умение выявлять актуальность и новизну, практическую ценность предлагаемых решений; умение представлять доклад соответствующего формата по выполненной работе; умение делать профессиональные устные презентации; умение корректно и по содержанию отвечать на вопросы экспертов.

Среди основных требований предъявляемых к руководителям и заместителям руководителей образовательных организаций (на основе анализа проектов профессиональных стандартов руководителей ОО) – это умения решать задачи развития организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе инновационных и управлять процессами и деятельностью, в том числе, инновационной.

Таким образом, формирование культуры проектного управления требует изменения системы ценностей, содержания и технологий работы руководителей и педагогов образовательных учреждений. А для этого необходимо не только освоение разнообразных дополнительных профессиональных программ, но и опыт реального участия в разработке и реализации проектов.

С этой целью в рамках проекта Министерства просвещения Российской Федерации «Проведение информационно-аналитического мониторинга деятельности профессиональных образовательных организаций по развитию системы воспитания и социализации обучающихся» разработана и реализована дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Проектирование развития системы воспитания и социализации обучающихся профессиональных образовательных организаций» . Цель программы – приобретение слушателями умений и знаний, необходимых для проектирования системы воспитания и социализации обучающихся профессиональных образовательных организаций (далее – ПОО).

В результате освоения программы слушатели должны научиться:
  • применять принципы и методы проектного управления при проектировании системы воспитания и социализации обучающихся ПОО;
  • планировать формирование развивающей воспитательной среды, в том числе с привлечением ресурсов внешней социокультурной и профессиональной среды;
  • формировать систему показателей оценки качества воспитательной деятельности;
  • анализировать процесс и результаты воспитательной деятельности ПОО на основе сформированных показателей.
Реализация дополнительной профессиональной программы осуществлялась с 10 марта по 30 апреля 2020 года.

Всего в повышении квалификации приняли участие представители 320 организаций, из них подавляющее большинство составили профессиональные образовательные организации (289 ПОО), а также приняли участие образовательные организации высшего образования, дополнительного профессионального образования, дополнительного образования детей и органы исполнительной власти.

Общее количество слушателей, прошедших обучение по программе 396 человек, из них 224 человека заместители руководителей по воспитательной (учебно-воспитательной) работе, преподаватели – 40 человек, социальные педагоги – 25 человек, методисты – 22 человека, педагоги-организаторы – 18 человек, педагоги-психологи – 9 человек, руководители ОО – 5 человек, другие категории работников – 54 человека.

На итоговую аттестацию слушатели представляли проекты и презентации по одному из выбранных направлений (гражданско-патриотическое, профессионально-ориентирующее направление (развитие карьеры), спортивное и здоровьеориентирующее, экологическое, студенческое самоуправление, культурно-творческое, бизнес-ориентирующее (молодежное предпринимательство)).

Как правило, проект разрабатывала команда от региона. Всего было подготовлено и представлено к защите 87 проектов.

Из них, по гражданско-патриотическому направлению системы воспитания – 25 проектов, профессионально-ориентирующему направлению (развитие карьеры) системы воспитания – 17 проектов, спортивному и здоровьеориентирующему направлению системы воспитания – 14 проектов, экологическому направлению системы воспитания – 8 проектов, студенческому самоуправлению в системе воспитания – 7 проектов, культурно-творческому направлению системы воспитания – 3 проекта, бизнес-ориентирующему направлению (молодежное предпринимательство) – 13 проектов.

Среди проектов, представленных на защиту, хотелось бы отметить наиболее актуальные, инновационные, структурированные, которые возможно тиражировать для обмена опытом проектного управления в воспитательной деятельности профессиональных образовательных организаций. Это следующие проекты:

Регион № проекта, название Фамилия, имя, отчество Место работы
Республика МарийЭл Проект 1
«ПРОФИ-ТУР по Марий Эл»
Черепанова Алевтина Васильевна ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский техникумсервисных технологий»
Летова Светлана Васильевна ГБПОУ Республики Марий Эл «Оршанский многопрофильныйколледж им. И.К. Глушкова»
Антонова Татьяна Анатольевна ГБОУ ДПО Республики Марий Эл «Региональный методическийцентр развития квалификаций»
Лаптева Надежда Михайловна ГБПОУ Республики Марий Эл «МРМТ»
Бурмистрова Елена Викторовна Министерство образования и науки Республики Марий Эл
Новосибирская область Проект 2
«Будущее начинается сегодня»
Чубинская Вера Сергеевна ГАУ ДПО НСО «НЦРПО»
Яковлева Юлия Сергеевна ГАУ ДПО НСО «Новосибирский центр развитияпрофессионального образования»
Самарская область Проект 3
«Шаги к успеху»
Барбашова Марина Сергеевна ГАПОУ СО «ТЭТ»
Антропова Наталья Леонидовна ГАПОУ «Тольяттинский социально-педагогический колледж»
Иванушкина Екатерина Владимировна ГБУ ДПО Самарской области Центр профессиональногообразования
Орлова Татьяна Сергеевна ГБПОУ «ГК г.Сызрани»
Бабич Ирина Анатольевна ГАПОУ СО «Самарский государственный колледж»
Саратовская область Проект 4
Молодежный волонтерский клуб
«Наставник по жизни»
Севастьянова Надежда Александровна ГАПОУ СО «Марксовский политехнический колледж»
Соколовская Елена Евгеньевна ГАПОУ СО «Энгельсский механико- технологический техникум»
Шуруп Светлана Владимировна ГАПОУ СО «Саратовский архитектурно-строительный колледж»
Исайкина Юлия Сергеевна ГАПОУ СО «Саратовский архитектурно-строительный колледж»
Иванова Марина Александровна ГАПОУ СО «Саратовский архитектурно-строительный колледж»
Смоленская область Проект 5
«ЯИТ – территория здоровья»
Козлова Светлана Леонидовна СОГБПОУ «Ярцевский индустриальный техникум»
Шалаева Татьяна Владимировна СОГБПОУ «Ярцевский индустриальный техникум»
Лосева Светлана Станиславовна СОГБПОУ «Ярцевский индустриальный техникум»
Томская область Проект 6
«Движение к успеху.
Студенческий совет – среда для развития soft-skills»
Шикова Наталья Николаевна ОГБПОУ «Томский аграрный колледж»
Челябинская область


Проект 7
«Мой дом – Зелёный регион 74»
Малова Елена Олеговна ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессиональногообразования»
Перевозова Ольга Владимировна ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустриипитания и торговли»
Дубровина Ольга Сергеевна ГБПОУ «Челябинский профессиональный колледж»
Ангеловская Светлана Константиновна ГБПОУ «Копейский политехнический колледж имени С.В.Хохрякова»
Антонова Наталья Николаевна ГБПОУ «Миасский машиностроительный колледж»
г. Санкт-Петербург Проект 8
«ЭКОРАЙОН»
Кириллова Валентина Владимировна СПбГБПОУ «Академия транспортных технологий»
Терехович Елена Федоровна СПбГБПОУ «Академия промышленных технологий»
Зиминова Татьяна Игоревна Комитет по науке и высшей школе АдминистрацииСанкт-Петербурга
Республика Крым Проект 9
«Экологизация обучающихся через организацию совместнойпрактической деятельности образовательных учреждений Восточного Крыма иКрымских заповедников»
Алексеева Карина Седраковна ГБ ПОУ РК «Феодосийский политехнический техникум»
Филь Александра Александровна ГБПОУ РК «Керченский политехнический колледж»
Проект 10
Создание на базе ГБПОУ РК «РКИГ» регионального ресурсного центрасопровождения одаренных обучающихся СПО как инструмента кластерного взаимодействиясферы индустрии гостеприимства в новых условиях развития республики Крым
Кушицкая Ольга Сергеевна ГБПОУ РК «Крымский колледж общественного питания иторговли»
Мудрая Галина Петровна ГБПОУ РК «Романовский колледж индустрии гостеприимства»
Забайкальский край Проект 11
«ГРАНТ-ОФИС «Забайкальский резерв»
Бушина Марина Борисовна ГАПОУ «Читинский педагогический колледж» ЗК
Никифорова Наталья Александровна ГАПОУ «Агинский педагогический колледж имени БазараРинчино» ЗК
Уварова Виктория Михайловна ГПОУ «Краснокаменский промышленно-технологический техникум»
Мирсанова Оксана Анатольевна ГПОУ «Приаргунский государственный колледж» ЗК
Иркутская область Проект 12
«Диплом – хорошо, а карьера – лучше! Стратегия развитиякарьеры»
Бондаренко Ольга Андреевна ГБПОУИО «Иркутский авиационный техникум»
Савостьянова Лариса Владимировна ГБПОУИО «Усольский аграрно-промышленный техникум»
Тарасова Мария Александровна ГБПОУИО «Профессиональный колледж г.Железногорска-Илимского»
Филипенко Анастасия Александровна ГБПОУИО «Иркутский гидрометеорологический техникум»
Алтайский край Проект 13
«В стиле ЗОЖ»
Кривельская Валентина Михайловна КГБПОУ «Бийский техникум лесного хозяйства»
Зыбин Алексей Михайлович КГБПОУ «Заринский политехнический техникум»
Гвоздева Елена Александровна КГБПОУ «Рубцовский аграрно-промышленный техникум»
Крапп Оксана Александровна КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»
Республика Бурятия Проект 14
«Поколение ЭКО#03»
Балханова Мария Олеговна ГБПОУ «Байкальский колледж недропользования»
Жамбалдоржиева Эржена Булатовна ГБПОУ «Байкальский колледж недропользования»
Базарова Бадма-Ханда Цыдыповна ГБПОУ «Байкальский колледж недропользования»
Цыретарова Баярма Бабасановна ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институтобразовательной политики»
Томская область Проект 15
«Лига наставников»
Мударисова Галима Равильсуновна ОГБУДПО «Региональный центр развития профессиональныхкомпетенций»
Емельянова Анжелика Олеговна ОГБУДПО «Региональный центр развития профессиональныхкомпетенций»
Мымрикова Алина Алексеевна ОГБУДПО «Региональный центр развития профессиональныхкомпетенций»
Горевой Николай Васильевич ОГБПОУ «Томский политехнический техникум»
Срек Алина Валерьевна ОГБПОУ «Томский государственный педагогический колледж»
Тюменская область Проект 16
«Музейный калейдоскоп»
Чупин Александр Владимирович ГАПОУ ТО «Тюменский колледж транспортных технологий исервиса»
Русанов Валерий Сергеевич ГАПОУ ТО «Тюменский колледж транспортных технологий исервиса»
Гудкова Светлана Владимировна ГАПОУ ТО «Тюменский колледж транспортных технологий исервиса»
Могутова Дарья Андреевна ГАПОУ ТО «Тюменский колледж транспортных технологий исервиса»


По окончании реализации программы повышения квалификации была организована выходная диагностика.

Анкетирование проводилось в целях выявления уровня:
  • усвоения слушателями учебного материала;
  • готовности слушателей применять полученные знания на практике;
  • удовлетворенности слушателей качеством образовательных услуг.

Анкета включала 5 вопросов открытого типа:
  • Идеи курса, которые стали для меня значимыми, и я их принимаю?
  • Как я планирую реализовать эти идеи в своей работе?
  • Кто будет моими партнерами в реализации идей?
  • За что я готов(а) поблагодарить преподавателей (организаторов) курса?
  • На какие «жертвы» я готов(а) пойти, чтобы доработать проект и довести его до тиражируемого состояния?

Наиболее популярные ответы на вопрос «Идеи курса, которые стали для меня значимыми и я их принимаю?» :
Ключевые ориентиры системы воспитания молодежи – национальные проекты, программы и стратегии;
Проектное управление – эффективный инструмент планирования и реализации воспитательной деятельности в ПОО;
Необходимость отбора новых организационных форм, методов, средств воспитания (EduScram, Agile, геймификация, сторителлинг, проектная деятельность и другие);
У студентов ключевая роль в воспитательной работе («Студент – главный субъект воспитательной деятельности», «В центре процессов – студент» и т.п.).

Наиболее популярные ответы на вопрос «Как я планирую реализовать эти идеи в своей работе?» :
Внести изменение в программу воспитания и социализации обучающихся учреждения на основе интегративной модели;
Разработать портфель проектов на основе интегративной модели воспитания и социализации обучающихся (по разным направлениям);
Реализовать, разработанный на курсах проект;
Организовать обучение педагогического коллектива и сформировать рабочие группы по реализации отдельных проектов.

Ответы на вопрос «Кто будет моими партнерами в реализации идей?» :
Самое большое количество ответов – коллеги, далее по популярности – студенты, представители органов исполнительной власти (министерство образования и науки, отдел по молодежной политике и т.д.), социальные партнеры и администрация учебных заведений.

За что я готов(а) поблагодарить преподавателей (организаторов) курса?
За качественную организацию курса, оперативность в решении возникающих проблем и запросов;
Личностную перезагрузку, новые идеи и эффективные практики;
Неравнодушное отношение, доброжелательность, позитивный настрой и индивидуальный подход к каждому слушателю, терпение внимание и поддержку;
Профессионализм, динамичность, погружение в тему.
За новую и актуальную доступную информацию, материалы и их количество.

Мои пожелания и замечания
Большое количество слушателей жалуются на нехватку времени и «сжатые» сроки обучения. В связи с этим, ключевое пожелание – увеличить сроки обучения, организовать курсы повышения квалификации в очной форме.
Педагоги, прошедшие обучение обозначили важность реализуемого Институтом проекта, выразили надежду на продолжение его реализации, готовность принимать участие в новых встречах, лекциях и вебинарах.

На какие «жертвы» я готов(а) пойти, чтобы доработать проект и довести его до тиражируемого состояния?
Большая часть слушателей группы высказывают готовность доработать проект до тиражируемого состояния, они готовы жертвовать ради этого своим временем.

Вернуться к списку новостей »


Минпросвещения России

ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования»

Официальный интернет-ресурс

Карта сайта



Контактная информация

420075, Республика Татарстан, г.Казань, ул.Халезова, д.26

+7 (843) 234-08-71

[email protected]

Обратная связь